Инновационный
менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в
производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового,
технологического, информационного, организационного, собственно управленческого
и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих
решений.
Основная
задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на
любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в
результате применения адекватных методов организации и управления,
обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е.
удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого
одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование
среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск,
подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность
организации.
Инновационную
деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной
производственной деятельности: малый процент успешных инноваций, при этом
удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей
подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от
традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем,
поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не
давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает; систематическая и
плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для
работы над новым; отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов
и инвестициям в течение продолжительного времени; правильный выбор момента
прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую
конкретных промежуточных результатов.
Изменчивая технология
предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов,
но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более
глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит
на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический
и производственный персонал, оборудование.
Опыт показывает, что когда новая
технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены
отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение
В настоящее время любая
исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за
счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке
ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе
реальной оценки последствий применения новой технологии.
|