Вторник, 26.11.2024, 09:05
Новостные ленты
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи и Новости [396]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Статьи и Новости » Статьи и Новости

Трудности совершенствования инновационного менеджмента на крупных предприятиях Украины

Ситуация в Украине на современном этапе развития крупных предприятий сложная. Многие предприятия закрываются, становятся банкротами или приватизируются, что сужает влияние государства на структуру и развитие предприятия. После приватизации предприятия переходят в частные руки и далеко не каждый собственник стремиться усовершенствовать технические стороны или инновационный менеджмент. Ориентируя предприятие исключительно на максимизацию прибыли на данный момент и не думая о инновациях, что могло бы привести к росту прибыли в плановом периоде. Отделы инновационного менеджмента особо не приживаются в структуре отечественных предприятий зачастую из-за недостатка финансирования или отсутствия квалифицированных специалистов в этой области. Тогда как в странах большой семерки инновационные отделы занимают одну из ведущих ролей на предприятии и тесно работают с  управленческим персоналом топ-уровня. Безусловно, любые нововведения влекут за собой большие затраты и всегда сопровождаются рисками. Для чего существуют риск-менеджеры, которые просчитывают минимально возможные варианты обновления того или иного сектора на предприятии.  

Роль государства в стимулировании инноваций в экономике:

- формирование рынка (стимулирование спроса, конкурентная среда);

- регулирование рынка (создание конкурентных преимуществ определенным производителям по приоритетным направлениям);

- поддержка процессов становления правил и норм, выступающих условием развития инновационного предпринимательства.

Определяющие факторы инновационного развития экономики:

- рыночная конъюнктура и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);

-среда (законодательная и нормативная база, политическая стабильность);

-кадры (предприниматели, менеджеры, специалисты, ученые, чиновники, политики);

-ресурсы (научно-технические и технологические, производственные, финансовые);

-инфраструктура.

Программы и проекты являются инструментальным воплощением инновационных процессов. Важнейшими отличительными признаками инновационности программ и проектов являются: а) целевые установки (конечный результат) и б) наличие нестандартных (инновационных) подходов и применяемых средств для их достижения. Естественно, оба признака должны присутствовать одновременно. Высшим уровнем таких программ и проектов являются государственные программы, принимаемые федеральным правительством  и отличающиеся указанными признаками. Показательными примерами (в том числе и в плане просвещения) могут быть две программы, являвшиеся "китами"  рыночного реформирования отечественной экономики: программа приватизации и программа радикальной либерализации внешнеэкономических  связей.

С приватизацией связывались две главные цели:

-разгосударствление и возникновение эффективных частных собственников;

- наполнение бюджета финансовыми ресурсами.

Либерализация внешнеэкономических связей – суть переход к открытой экономике, преследовала также две цели:

-снять проблему товарного дефицита на внутреннем потребительском рынке;

-создать стимулы для отечественных производителей к подъему качества конечной товарной продукции и на этой основе увеличить её экспорт.

Что касается инновационных факторов (второй признак), то они, как и их авторы, общеизвестны: для первой программы  это ваучер, для второй – мгновенное (шоковое) вбрасывание отечественной экономики в мировое экономическое пространство.

Результат достижения поставленных программных целей оказался следующим.

По первой программе:

-была быстро создана критическая масса неэффективных собственников в реальном секторе экономики;

-сформированы высокоэффективные каналы  утечки капиталов в теневой сектор экономики и за границу.

По второй программе:

- товарный дефицит был преодолен исключительно за счет импорта;

- отечественный производитель был изгнан со своего рынка и повержен, не получив возможности и условий даже встать на путь конкурентной борьбы;

- практически весь экспорт стал сырьевым, а доля России на мировом рынке наукоемкой продукции вышла на уровень 0,3%;

- экспортно-импортная сфера стала одной из самых криминальных.

Такая трансформация официальных целей программ не отменяет их инновационности, более того, факторы инновационности подтвердили свою высокую эффективность по отношению к фактически достигнутым (не заявленным) целям. Принципиальным также является положение, что новизна, как отличительный признак (фактор) инновационности, присуща, прежде всего, не столько целям (удовлетворение тех или иных потребностей общества, рынка, безопасности), сколько средствам достижения этих целей (новые знания, технологии, ноу-хау, новые комбинации производственных факторов, новые организационные приемы, и т.д.) Поэтому представляется весьма актуальным введение ясно выраженных критериев и признаков инновационности программ,  проектов и предприятий\фирм их реализующих. В противном случае приоритетность инновационных механизмов и средств решения социально-экономических задач останется ни на что не опирающейся   декларацией. Что касается управления инновационными проектами, то оно отличается от управления обычными инвестиционными проектами лишь тем, что требует более глубокой оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможным включением этапа венчурного финансирования. Здесь важно понимать, что этот этап является переходом от полученного (не обязательно в рамках данного проекта) научного результата, выбираемого в качестве инновационного фактора, к проведению прикладных исследований (НИОКР) с целью получения прототипа (опытного образца) будущего продукта с высоким рыночным потенциалом. Именно здесь самые высокие риски, на которые может идти только венчурный инвестор, становясь совладельцем (не контрольным) инновационного бизнеса.

Набор факторов риска инновационного проекта можно представить тремя блоками:1) ошибочная трактовка цели; 2) ошибки в оценке потенциала и реальных возможностей производителя - реализатора проекта (кадровых, технологических, производственных, финансовых, информационных и др.); 3) нестабильность внешних условий (социально-экономических, политических, мировых рынков).  В части маркетинга инновационный проект требует учета отличительной "новизны" (прежде всего с точки зрения потребителя) товара\услуги, которая должна быть воспринята рынком.

Что касается критерия инновационности предприятия, то таковым является его постоянная стратегическая нацеленность (и соответствующая деятельность) на удержание и расширение своего рынка. Поэтому не менее важно сформулировать отличительные черты инновационного предприятия. В контексте выше изложенного к таковым можно отнести:

постоянные перемены, при которых производственный менеджмент администрирует изменения. При этом непрерывное обновление предприятия базируется на следующих принципах:1) наличие долгосрочных целей;2) видение путей их достижения;3) постоянный баланс необходимых и имеющихся ресурсов;4) наличие стратегического плана развития;5) наличие программы непрерывного повышения квалификации          сотрудников;· быстрая реакция (как внутренняя, так и внешняя);· углубленное понимание качества. Качество - это не только  отсутствие дефектов, качество в отношении "заказчик-поставщик";· управление персоналом, в том числе трудовые отношения (трудовая мораль, см. выше), ориентация всей команды на успех. Инновационная практика не ограничивается программами и проектами. Например, инновационные проявления можно наблюдать в деятельности государственных учреждений и организаций, далеких от производства товаров и услуг. При этом имеют место как инновации действительные, так и псевдоинновации. Безусловно, инновационными являются такие "изобретения", как ГКО, "вмененный налог", "бюджет развития".

Факторы, определяющие отношение людей к инновационной практике.

К таковым естественно отнести инновационную грамотность, включая соответствующее образование, и культурную среду.

В контексте изложенного понимания инновационных процессов инновационность образования, как характеристика обучающей деятельности, имеющая своей целью подготовку людей к инновационной практике, определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:

· образовательные программы;

· технологии обучения;

· исполнители - преподаватели, тренеры, тьюторы.

Инновационная роль программ проявляется через их качественные параметры:

 1. состав, содержание и проблематика (отражение современных особенностей соответствующих областей рыночной экономики);

2.  целевая и практическая направленность не только на понимание,         но и на умение;

3. сочетание формального и неформального обучения при минимизации формальных ограничений для обучаемого;

4. многовариантность, альтернативность, многоаспектность в         основе     которых свобода выбора и глубина понимания проблем;

5.   перспективность;

6.   подбор состава и взаимодействие исполнителей программы;

7.   возможность выбора различных технологий обучения.

Конечная нацеленность образовательность программ, как и её исполнителей, должна быть подчинена выявлению и развитию у обучаемых таких качеств и умений, как:

- способность по-новому взглянуть на традиционное и          общепринятое (преодоление стереотипов, трафаретов и          штампов);

- видение всего, что отклоняется от привычной нормы;

- владение навыками фальсификации всех известных и          общепринятых положений;

- развитое воображение и способность к переносу представлений     и образов из одной сферы деятельности в другую;

- осмысленный риск ради завоевания новых позиций и целей в          избранной сфере деятельности;

- умение из массы случайного и хаотичного извлекать (порождать)          цельные образы.

Даже из этого, далеко не исчерпывающего перечня, видно, что инновационный характер деятельности следует не из должности (инноватор по должности или по специальности - нонсенс), а из свойств личности.

 Конечным результатом инновационного образования является выявление и развитие у обучаемого способности видеть то, что другие не видят, осознавать увиденное через потенциальную возможность создания чего-то нового и искать пути его порождения не новизны ради, а для преодоления тех или инных деструктивных процессов и их последствий. Именно в таком контексте стремление к обновлению должно восприниматься как движущая сила инноваций.

Не менее значимой является “инновационная культура”, представляющая  одну из характеристик гражданского общества, составляющую его культурной среды и являющаяся стратегическим фактором социально-экономического и общественного развития.

Как уже показано, инновации и перемены взаимообусловлены. При этом последствия перемен, особенно радикальных, в так называемой культурной сфере (социология, идеология, искусство) оказываются, как подтверждает история, более глубокими и всеобъемлющими, чем в естествознании и технике. К тому же, отличительной чертой современной, но еще более грядущей постиндустриальной цивилизации является междисциплинарная интеграция научно-технологического и социального мира: культуры\искусства и естествознания\техники. Разобщенность этих "миров" чревата деградацией цивилизации. Поэтому взаимосвязь между указанными "мирами" начинается с воспитания и образования. Сегодня это проявляется в гумманитаризации технического образования и в наметившемся осознании необходимости всеобщего овладения основами естественнонаучных знаний.

И еще одно обстоятельство. Нельзя забывать, что история мировых научных открытий и технических достижений, как и их забвение, связана с культурной средой. Примером тому являются Восток и Запад. Так, Запад воспринял почти в пять раз больше разработок и технических решений, пришедших из Китая, чем Китай с Запада. Аналитическое мышление и глубокое развитие математики (Галилей, Декарт, Ньютон и др.) обусловили техническое лидерство Запада. В то же время отсутствие оных не позволило, в историческом плане, китайской науке совершить мировой прорыв, возобладали гуманитарные направления. Однако картина мира постоянно меняется, и сегодня азиатские культуры демонстрируют  великолепные результаты в области науки и производства, добиваются высокой слаженности действий человека, техники и организации.

Сегодня еще есть возможности и конкурентные преимущества в борьбе за интеллектуальное лидерство, не в последнюю очередь благодаря евразийскому положению. Реализация этих возможностей на пути достижения инновационной грамотности и создания соответствующей культурной среды.  

Категория: Статьи и Новости | Добавил: Ant (19.10.2009)
Просмотров: 1132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz